domixone.ru

Актуальные проблемы психологической службы в ссузе

Анализ актуальных проблем психолога в ссузе проводится на основе опыта работы в Пермском Государственном профессионально-педагогическом колледже. Его стоит начать с рассмотрения специфики среднего специального образования.

Во-первых, следует отметить промежуточное положение ссуз: это уже не школа, но еще и не вуз. Такое положение проявляется и в построении учебного процесса, и в организации внеучебных мероприятий. Среди специальностей обучения есть такие, где учатся подростки, закончившие 9 классов школы, а есть специальности, на которые поступают абитуриенты, получившие полное среднее образование. Таким образом, разброс возрастного состава учащихся несколько шире, чем в вузе - от 14 до 25 лет, причем студенты разных возрастов могут учиться в одном коллективе.

психолог

Во-вторых, специфично отношение администрации и преподавательского состава к студентам. Это отношение проявляется в тщательном контроле учебной, внеучебной деятельности студентов и даже некоторых бытовых вопросов (если студент живет в общежитии). Такой внешний контроль не способствует развитию самоконтроля, личной ответственности и внутренней мотивации деятельности, которые в большинстве случаев находятся на низком уровне.

В-третьих, значительная часть студентов приезжают учиться из сельской местности, часто это подростки и юноши из неблагополучных семей, детских домов.

И, наконец, спектр специальностей обучения в ПГППК очень широк - от педагогов дополнительного образования и начальных классов до поваров, моляров и водителей локомотива. Причем на часть специальностей (промышленного профиля) набор учащихся осуществляется без конкурса, что потом влечет значительные проблемы посещаемости и внутренней мотивации обучения.

В связи с описанными особенностями учебного заведения среднего специального образования возникают следующие актуальные проблемы психологической службы.

В первую очередь приходится сталкиваться с низкой инициативой студентов: на групповые занятия приходят по собственной инициативе крайне редко. Это проявляется и в низкой активности при обсуждении общественных явлений. Сложно добиться даже вербализации эмоционального отклика от просмотра фильма. Однако, придя на первое групповое занятие, большинство студентов проявляют живой интерес к происходящему, посещают и последующие встречи, приходят на индивидуальные консультации.

Часто приходится сталкиваться с крайне низкой психологической культурой. Переубедить некоторых студентов, что слова "психолог" и "псих" хоть и имеют один корень, но не являются синонимичными, бывает непросто. Но само проявление любопытства к психологической службе ведет к повышению психологической и общей культуры личности.

Кроме того, актуальными являются не только меры по адаптации первокурсников к условиям нового учебного заведения, но и по адаптации студентов из сельской местности к условиям большого города.

Особое внимание приходится уделять студентам из детских домов, алкоголизированных, неблагополучных семей. Темы гипоопеки, эмоциональной холодности и насилия в семье часто встречаются на индивидуальных консультациях. Однако наиболее популярные темы консультаций затрагивают отношения между полами, со значимыми людьми. Чуть реже поднимаются проблемы неудовлетворенности собой, своим характером, излишняя и беспочвенная раздражительность.

В групповой работе актуальны темы получения обратной связи от группы, "Я глазами Других", релаксация с визуализацией различных мотивов (особенно популярна среди юношей), тема уверенного поведения и выстраивания эффективных коммуникаций.

Среди актуальных проблем следует указать трудности с техническим оборудованием кабинета, существуют затруднения в обмене опытом с другими психологами ссузов, так как методическое объединение функционирует недавно и нестабильно, в его координации не хватает централизованности. Но перспективы развития МО значительны, с каждым годом достигаются новые успехи.

Таким образом, работа психолога в ссузе так же важна, как психологическая деятельность в детском саду или школе. Она имеет свои особенности: психологу в ссузе приходится работать с уже сложившейся личностью с достаточно богатым жизненным опытом. Поэтому спектр затрагиваемых проблем широк и корни их лежат глубоко, но также обширны и резервы личности для решения экзистенциальных проблем и достижения личностного роста.

Мазунина Полина Сергеевна

Поделись в социальных сетях:

Похожие
Как выучиться на дизайнераКак выучиться на дизайнера
Среднее образование: это сколько классов и где?Среднее образование: это сколько классов и где?
Выявления источников социально-психологической напряженности, причин увольнений сотрудников и…Выявления источников социально-психологической напряженности, причин увольнений сотрудников и…
Как сделать анализ контрольной работыКак сделать анализ контрольной работы
Профессиональное самоопределение как готовность к социальной реинтеграцииПрофессиональное самоопределение как готовность к социальной реинтеграции
Учитесь после вузаУчитесь после вуза
По какой программе отдать ребенка в школуПо какой программе отдать ребенка в школу
Чем отличается бакалавр от специалиста?Чем отличается бакалавр от специалиста?
Содержание и организация работы по психологическому обеспечению боевой деятельностиСодержание и организация работы по психологическому обеспечению боевой деятельности
Как писать рабочую программуКак писать рабочую программу
» » Актуальные проблемы психологической службы в ссузе
© 2019 domixone.ru